четверг, 16 января 2014 г.

что должен знать и уметь ребенок в свои 3 года

Время летит не умолимо быстро, вроде совсем недавно Даниле отмечали годовасие, а теперь уже и двухлетие отпраздновали. Так что пора ставить цели к достижению.
Мне не очень нравится слово должен, т.к. мы, как говорится, никому ни чего не должны, но все же нужно же иметь какую-то отправную точку.

Гуляя на просторах интернета наткнулась на очередные списки на эту тему и мне очень понравилось разделение на что должен уметь и что должен знать. Я как-то не задумывалась над этим, а это ведь очень разные понятия.

Что должен знать и уметь ребенок к трем годам:

1. Движение и координация

сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и стоянии на одной ноге. практически освоено
(на цыпочках ходить мы учимся, а вот стоянию на одной ноге я не уделяю должного внимния, хотя в дедском саду, у них есть упражнение "ласточка", которое очень Даниле нравится)

самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги.
(именно с этим умением возникало очень много вопросов в ясельной группе у нас в саду, но у нас вроде с этим проблем нет, Данила очень любит спускаться и подниматься, а заодно и считать ступеньки. Сперва, Даня все ступеньки считал: один-один-один. На данный момент нами освоен счет до 6, именно столько ступенек у нас до лифта в подъезде)
освоено

перепрыгивать через невысокие препятствия - этому мы усиленно учимся, но пока освоили только прыжки на месте

спрыгивать со ступеньки - в процессе

бегать, освоено, это умение, кмк, осваивается быстрее всего, бегать Даниле безумно нравится.

брать и бросать предметы - если с умением брать все более менее ясно, то вот с умением бросать не очень. Бросать - то можно по разному!!! Можно вверх, можно вперед, можно в цель, можно в бок, можно назад. И все эти умения связаны с координацией, и овладеть этими умениями не так просто, как кажется на первый взгляд. У нас освоены броски в верх, ловим через раз, вперед пока не очень получается, больше назад себя, ну а бросать в цель Даниле не нравится, он просто подбегает к цели и сбивает ее рукой, хитрец, вот такой)))

заниматься предметами в соответствии с их назначением и своими желаниями: например, строить башни из кубиков, кататься на 3-х колесном велосипеде самостоятельно. Башни Даня строит легко и непринужденно, чем выше тем лучше, на велоипеде кататься пока не получается, сейчас усилено просит достать санки)

2. Навыки самообслуживания:
  • самостоятельно мыть лицо и руки - это мы умеем
  • пользоваться носовым платком - выдача носового платка вызвала настоящий фурор, Дане это очень нравится)
  • одеваться, знать последовательность раздевания и складывания одежды- этот навык мы пытаемся одолеть, но пока не очень успешно, точнее если надо, то некоторые предметы одежды он оденет сам, последовательность знаем
  • раздеваться - частично умеем
  • обуваться и разуваться с небольшой помощью взрослых в застегивании пуговиц и завязывании шнурков  - это надо тренировать, уже пару недель хочу сделать какое-нибудь пособие с пуговицами, шнуровать мы особо тоже еще не пробовали, разве что бусы собирать
  • умеет правильно сидеть за столом - освоено
  • самостоятельно есть ложкой и пить из чашки - освоено
  • вытирать губы после еды салфеткой - освоено
  • научился полоскать рот после еды и чистить зубы - зубы чистим, но не полоскаем рот
  • знает свое полотенце и его место - знает
  • освоил пользование горшком - освоено
  • замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

 
3. Психологическое и интеллектуальное развитие:
- понимание слова "нельзя"
 
- владение речью:
  • ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
  • усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);
- В три года у ребенка появляется уверенность в своих силах, он способен преодолеть страх, проявляет сообразительность, настойчивость. Ему доступно и эстетическое удовольствие, вызванное красивой вещью, картиной, цветами или музыкой.

- знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

- знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);

- знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;

- понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;

- может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;

- начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);

- отгадывает загадки;

-слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;

- рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.
 
- ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;

- появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;

- ребенок называет других по имени;

- ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;

- «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.
 
- Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!
 
Зачеркнутое - это то что Данила уже знает и умеет на данный момент.

2 комментария:

  1. Как здорово. Все знают про такие списочки умений и навыков, я особенно рьяно следила, когда малышам было до года. А потом, ка-то забросила. А сейчас прочитала, и с удовлетворением и гордостью могу сказать, что наша трехлетняя Варюша полностью этот список осилила.=)А еще посмотришь на такой вот списочек и сразу увидишь, где пробелы в воспитании, например не очень приучила детей к манерам, например к салфеточке, можно поработать над этим. Думаю и детям будет интересно.=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваша Варя- молодец!!! А как вы пережили кризис "Я сама"?
      Я люблю такие списка, как раз за то, что они позволяют увидеть не упущено ли что-то. А то я бывает зацикливаюсь, например на творчестве, а про физ подготовку забываю)

      Удалить