пятница, 28 февраля 2014 г.

Путешествия на диване. Пункт 5. Муром

Муром – это один из немногих русских городов, которые по праву могут называться историческими центрами России.
 
Город впервые упоминается в одной из старейших российских рукописей – «Повести временных лет» в 862 году одновременно с Новгородом, Полоцком, Ростовом и Белозерском.

 

 
В 2012 году Мурому исполнилось 1150 лет. За эти долгие годы город сохранил не только свое название, но и большое количество исторических памятников.

Муром – один из немногих городов на карте России, сохранивший в названии память о финно-угорских племенах, когда-то проживавших на его территории. Само слово «Муром» обозначает на древнефинском языке «возвышенность, высокое место, вода у горы». А племя «мурома» видимо, и называться стало по месту, где оно проживало. И центром их поселений стал Муром.

Архитектурный облик исторической части Мурома сложился в XIX — начале XX века, так как масштабные пожары 1792 и 1805 годов уничтожили практически весь старый деревянный город. Новый город стал застраиваться по генеральному плану, утвержденному Екатериной II еще в декабре 1788 года, который разработал автор регулярных планов многих русских городов Иван Михайлович Лем.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МУРОМА


Большинство (но не все) памятники архитектуры Мурома расположены между улицей Ленина (и ее продолжением, Садовой улицей) и высоким берегом Оки. Почти вся эта часть города застроена деревянными жилыми домами. Центр города находится на пересечении ее с Советской и Московской улицами, идущими перпендикулярно Оке.


 


 
Благовещенский (мужской) монастырь.
 
Благовещенский монастырь был основан по повелению Ивана Грозного в середине XVI века. До основания монастыря здесь стоял Благовещенский храм, где были обретены мощи муромских святых князей - Константина (Ярослава Святославича) и его сыновей Михаила и Федора. С именем князя черниговского Константина, которому в удел достался Муром, связана история крещения здешних жителей.
 
 
В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI век) говорится об этом так: язычники, не желавшие принимать христианство, убили сына князя – Михаила, и подступили к княжеским палатам. Им навстречу вышел Константин, держа в руках не оружие, а только икону Божией Матери (впоследствии она стала именоваться Муромской иконой Божией Матери). Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство: после соблюдения необходимого поста их крестил в Оке муромский епископ Василий. Князь Константин и его сыновья были канонизированы на церковном соборе в 1547 г., но и до канонизации они почитались святыми на Муромской земле.
 
 
В 1552 году в Муроме по пути на Казань остановился Иван Грозный, молился о победе и дал обет в случае победы основать монастырь. Как известно, Казань была взята, царь свое слово сдержал, и в 1553 году монастырь был основан. Тогда же началось строительство Благовещенского собора (перестроен в 1660-е годы, действующий). Монастырь был закрыт при советской власти, но восстановлен в 1991 году.

 
Троицкий (женский) монастырь.
Основан в 1643 году на месте стоявшей тут ранее деревянной церкви; закрыт в 1921 и возобновлен в 1991 году. На территории монастыря находится (и летом действует) деревянная церковь Сергия Радонежского (1715), перенесенная сюда в 70-е годы.
 
 
Главный храм Муромского Троицкого монастыря — Свято-Троицкий собор (1643 г.). Именно здесь хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.
 
 

Спасский (мужской) монастырь
Этот монастырь впервые упомянут в летописи под 1096 годом, то есть это один из древнейших монастырей северо-восточной России. По преданию, возник на месте двора святого Глеба.
 

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.
В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань – поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

В 1878г. со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.
 


Успенская церковь
В древности храм во имя Успения Божий Матери стоял на самой окраине города (ныне - пересечение современных улиц Свердлова и Красноармейская). Впервые в документах он упомянут под 1566 г. В начале XVII в. храм пользовался особым вниманием купцов московской гостиной сотни братьев Судовщиковых, тесно связанных с муромщиной торговыми операциями. В XVIII в. в приходе Успенской церкви значился древний муромский род Лихониных. В 1790 г. один из представителей этой династии, 28-летний купец 2-й гильдии Дмитрий Иванович Лихонин, торговавший в Петербурге юфтью, выстроил новый кирпичный храм. В церкви устроили два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, второй, в теплом приделе, во имя великомученика Дмитрия Солунского.
 
 
Впоследствии храм не раз перестраивали. 7 мая 1896 г. в Успенской церкви произошло необыкновенное происшествие: в храм ударила шаровая молния.

Храм оставался действующим до марта 1940 г. К тому времени служили в приделе, т.к. основной объем церкви был разрушен в 1923 г. На протяжении последующих 50-ти лет церковное здание занимали различные организации. В 1990-е гг. храм передали Владимиро-Суздальской епархии.

Сретенская церковь
Множество русских храмов освящено в честь праздника Сретения Господня. В этот день православная церковь вспоминает важное событие из земной жизни Иисуса Христа. Следуя древнему иудейскому закону, Матерь Божия на 40-ой день после рождения младенца Иисуса принесла его в Иерусалимский храм. Тогда и произошло «Сретение» (что означает «встреча») пришедшего в мир Спасителя и старца Симеона — последнего ветхозаветного праведника. Бог-отец обещал старцу Симеону, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Спасителя. Христианская традиция считает, что старец скончался в возрасте 300 лет сразу после событий Сретения. В контексте евангельской истории Сретение символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов. Человечество в лице старца Симеона с миром отходит в вечность, уступая место христианству.
 
Церковь была построена в 1795 г. на средства муромских купцов Зворыкиных. Перестроена в 1888-92 гг.

Сретенская церковь


Главный святыней храма был избран Животворящий Крест Господень, именуемый в народе «Сретенским». С ним связана легенда о чудесном исцелении муромлян. Однажды в Муроме случился страшный мор, и одному из жителей было видение, что он излечится, если приложится к кресту из храма Дмитрия Солунского. Из последних сил человек дополз до креста и, поцеловав его, почувствовал облегчение. Страждущие горожане последовали его примеру и чудесным образом выздоровели. В память о тех событиях улицу, ведущую к храму, прозвали Выползовой, так как по ней горожане ползли за исцелением.
 
 
В настоящее время Животворящий Крест Господень хранится в Муромском краеведческом музее.
 
 
Водонапорная башня

Более 140 лет прошло с тех пор, как умер первый градоначальник Мурома — Алексей Васильевич Ермаков, а его благие деяния живы и поныне. Например, водонапорная башня, расположенная на перекрёстке ул. Ленина и Советской, по праву считается одной из главных достопримечательностей города, а проложенный в XIX веке городской водопровод стал одним из первых в России.
 
Местное предание утверждает, что однажды во время прогулки Алексей Владимирович встретил женщину, которая несла воду в вёдрах на изогнутых коромыслах, поднимаясь в крутую гору. Она посетовала на то, что тяжело носить воду от родников, и тогда губернатору пришла в голову идея построить в городе водопровод. В мае 1863 года по приглашению Ермакова в Муром приехал известный инженер Егор Иванович Ержемский, который разработал проектно-сметную документацию и помог заказать чугунные трубы немецкого производства.
 
 
В настоящее время от первого Муромского водопровода уцелели некоторые сооружения: водонапорная башня, водокачка с механизмами XIX века и водоразборная колонка на ул. Первомайской, в которой сейчас разместилась часовня.
 
В 1974 году на башне появились большие городские часы, ежечасно исполняющие мелодию «На Муромской дорожке стояли три сосны...». Их игра не давала спать, и после многочисленных претензий со стороны горожан куранты отключили.
 
 В XIX веке по цвету флага, вывешиваемого на башне, муромцы узнавали прогноз погоды. Например, тёмный флаг означал, что мороз в городе достиг минус 30°.
 
В 2008 году, в день 1146-летия Мурома водонапорная башня вновь обрела своё первоначальное значение: из её кранов потекла вода. Но она поступает сюда не из Оки, а из артезианской скважины. В башне установили станцию обезжелезивания, и муромцы отмечают, что эта вода мягкая, очищенная и пить её можно без кипячения.

 
 
Церковь Николы Набережного.
 
В историческом центре Мурома, на высоком берегу Оки возвышается церковь Николы Набережного. Её золотые купола и ярко-жёлтый фасад видны не только со стороны реки, но и из городского Окского сада. В соответствии с древней традицией Никольская церковь построена у воды, поскольку св. Николай Чудотворец обладал властью над водной стихией, молитвой останавливая бури и волны.
 
Николо-Набережная церковь
 
В народе Николая почитают как спасителя утопающих, покровителя плавающих и путешествующих. Также Николо-Набережную церковь называют Храмом Николы Мокрого или Храмом Николы на Водах. В дни весеннего половодья вода почти подступает к стенам храма, и тогда жители Мурома говорят: «У Николы ноги мокрые».
 
Строительство первой деревянной церкви во имя св. Николая Чудотворца приписывают Ивану Грозному, который побывал в Муроме накануне похода на Казань. В середине XVI века против Храма Николы Мокрого стоял двор государев, а на нём — княжеские хоромы, горницы и повалуши. Как «строение государево», Николо-Набережная церковь пользовалась высочайшими милостями. Так, царь Михаил Фёдорович (1596 — 1645) пожаловал ей рыболовные и бортнические угодья, богатые мёдом и пчелиным воском.
 
Сгорел ли деревянный Никольский храм или пришёл в ветхость, неизвестно. В 1710-х годах московский священник Дмитрий Христофоров начал возводить каменный храм в память о своём отце, служившем в Николо-Набережной церкви. В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство, а в 1714 году в новой церкви установили резной золочёный иконостас, в котором наряду с другими иконами поместили изображения сивилл (пророчиц), выполненные известным муромским иконописцем А. И. Казанцевым. До революции в церкви находилась древняя икона «Николай Чудотворец», датируемая XIV веком.

 
Сегодня этот чудотворный образ хранится в Муромском историко-художественном музее.
 
Паломники приходят сюда, чтобы поклониться мощам святой Иулиании Муромской, прославившейся благочестивой жизнью и поддержкой нищих.
 
 
Во время страшного голода при Борисе Годунове, когда наблюдались случаи людоедства, Иулиания продала всё своё имущество для покупки хлеба голодающим. Мощам этой святой нужно молиться, если болеют младенцы. У подножия холма, на котором стоит Николо-Набережная церковь, бьёт Никольский родник. По легенде, у этого источника несколько раз являлся сам Николай Чудотворец, поэтому его вода считается целебной. Рядом с храмом Николы Мокрого, в овраге находится часовня Богоматери «Живоносный Источник».
 
Храм Космы и Дамиана
 
Вот уже пятый век на крутом берегу Оки стоит скромная приземистая церковь Космы и Дамиана, спрятанная в зарослях ивы. Это старейшая каменная постройка древнего Мурома. Пожалуй, ни один храм в городе не окутан таким количеством легенд и преданий, как этот. По одной из версий, святыня построена на том месте, где в 1552 году находился царский шатёр, из которого Иван Грозный наблюдал за переправой своих войск через Оку во время Казанского похода.


На противоположном берегу Оки стоял неприятельский лагерь, который мешал переправе русских войск. Недалеко от государева шатра располагался Кузнецкий посад. Два брата-кузнеца — Косма и Дамиан — предложили царю свою помощь. Переодевшись в татарскую одежду, они пробрались во вражеский стан и подожгли ханский лагерь. Воспользовавшись переполохом, русский отряд переправился через реку и разбил вражескую рать. Косма и Дамиан трагически погибли, а в их честь воздвигли красавицу-церковь. 



Памятник Илье Муромцу —
символ русской воинской доблести
 
На высоком берегу Оки, в городском Окском парке, на постаменте возвышается бронзовый Илья Муромец. Этот памятник ещё совсем молодой (установлен в 1999 году), но уже пришёлся по душе землякам былинного богатыря и стал одним из самых узнаваемых символов города.
 
 
 
Автор памятника Илье Муромцу — великий русский скульптор В. М. Клыков — создал монументы в десятках российских городов. На всю Россию известны такие его творения, как памятник Александру Невскому в г. Курске, памятник маршалу Жукову в Москве на Манежной площади или звонница мемориала «Прохоровское поле» в селе Прохоровка Белгородской области.

1 августа 1999 года на месте бывшего Кремля, рядом с живописной набережной Мурома состоялось торжественное открытие памятника былинному герою. Едва Вячеслав Клыков представил своё новое детище обществу, как все молодожёны Мурома стали приезжать сюда — к Илье Муромцу. Взгляд бронзового «Ильи Муромца» обращён в сторону Оки, туда, где в древности проходила граница русских земель.

Богатырь Илья Муромец — историческая личность. После установки памятника некоторые муромцы впервые узнали, что Илья был их земляком, а не просто вымышленным былинным героем. Многие российские историки единодушно сходятся во мнении, что родиной богатыря является село Карачарово близ Мурома. Именно здесь в XII веке родился силач по прозвищу «Чобиток», ставший прототипом для былинного персонажа Ильи Муромца. 33 года богатырь не «владел» руками и ногами и лежал на печи, а затем получил чудесное исцеление от старцев и пошёл сражаться со Змием. Илья Муромец уехал в стольный Киев-град и поступил на службу к князю Владимиру Красное Солнышко. Незадолго до своей кончины герой-воин принял монашеский постриг. Его мощи покоятся в Киево-Печёрской лавре.
Современные антропологи, исследовавшие останки преподобного Ильи, подтверждают, что ноги этого человека длительное время не действовали вследствие врожденного паралича или травмы. Позднее кости в местах переломов срослись, и это позволило Илье восстановить подвижность конечностей. В селе Карачарово сохранились следы пребывания богатыря. Здесь стояла его изба (о чём напоминает мемориальная доска), и до сих пор бьют родники, возникшие в том месте, где богатырский конь ударил копытами. Легендарному герою посвящена одна из экспозиций Муромского музея. Во дворе музея лежит огромный дубовый пень, а табличка, установленная рядом с ним, гласит, что такие дубы богатырь вырывал с корнем.

 
Бронепоезд "Илья Муромец"
В одном из самых больших парков города Муром в честь 50-летия Советской власти на высоком постаменте выставлен знаменитый памятник-бронепоезд под названием «Илья Муромец». Его возведение пришлось на период с 1941 по 1942 годы при поддержке железнодорожников Муромского отделения крупнейшей Горьковской железной дороги.

Как известно, годы начала Великой Отечественной войны были особенно сложными в истории нашей страны, но, несмотря на это, рабочие отдавали все свои силы в свободное время, чтобы выстроить боевую машину. Немалое количество людей уехало на этом бронепоезде на военный фронт в качестве добровольцев. Для цели возведения машины к работе были подключены литейщики, проживающие в расположенных неподалеку городах – Кулебаки и Выксы, откуда поставляли необходимый для работы металл. Получая необходимый материал, труженики Дзержинского завода закаляли его. Входящие в композицию зенитные башни и вагоны были сварены сотрудниками вагонного депо, при этом в специально предназначенном локомотивном депо памятный паровоз полностью обшили броней.
Важно отметить, что в самые короткие сроки совершенно не имеющие опыта в строительстве подобного рода машин люди смогли воссоздать настоящую «крепость на колесах». Жители города Муром приняли решение о том, какое именно дать название военному шедевру, назвав его в честь легендарного и отважного богатыря Илии Муромца. Но в данном вопросе у полковника Неплюева, который принимал непосредственное участие в принятии поезда в эксплуатацию, было свое название – «За Родину!».


Перед тем, как отправить паровоз на военный фронт многочисленные рабочие устроили масштабный митинг, написав на многотонном гиганте надпись: «Илья Муромец» и нарисовав голову знаменитого былинного богатыря. По результатам многочисленных споров решили присвоить боевой машине №762, а имеющиеся рисунок и надпись приказали полностью стереть. Но все же название в честь отважного героя так и осталось в умах людей, а также в документах.

8 февраля 1942 года выстроенный бронепоезд был отправлен на фронт с одноименной станции Муром. Практически все локомотивщики настолько хорошо водили «Илью Муромца», что за весь военный период знаменитый бронепоезд не получил ни одной пробоины. Первый раз за всю историю бронепоездов великого «Илью Муромца» снарядили мощными реактивными минометами, знаменитыми под названием «Катюша».

За все время бронепоезд совершил более 150 огневых налетов на врага, а также при помощи минометного и артиллерийского огня смог уничтожить 14 различных орудий и специализированных минометных рот, 36 особо опасных огневых точек, 7 самолетов и более 870 немецких фашистов.


Летом 1944 года неподалеку от Ковеля, являющегося особо крупным населенным пунктом Волынской области УССР, было проведено масштабное лобовое сражение, в котором принимали участие «Илья Муромец» и немецкая боевая машина «Адольф Гитлер». В этом сражении немцы проиграли и были полностью сокрушены. Советский бронепоезд смог преодолеть расстояние в 2,5 тысячи км и только 50 км не дошел до немецкой столицы и встретил победу в городе Франкфурт.

В честь 26-й победной годовщины, отмечаемой в 1971 году, в городе воинской славы Муром был установлен памятник знаменитому бронепоезду «Илья Муромец». Данный памятник представляет собой макет настоящего паровоза в настоящую величину, который особенно схож с оригиналом, прошедшим через всю Великую Отечественную войну. Неподалеку от монумента была выставлена мемориальная доска, на которой был отмечен боевой путь бронепоезда.
 
Муромский историко-художественный музей.
Музей находится в центре города в четырех зданиях, которые являются памятниками архитектуры. Дом купцов Зворыкиных содержит исторические (археология, история Мурома, купеческий быт XIX века) коллекции и собрание древнерусского искусства (иконы и декоративно-прикладное искусство начиная с XIV века, в том числе лицевое шитье), а также экспозиции одежды (XVIII—XX века), металла (XII—XX века), деревянных изделий и мебели (XVI—XX века). Собрание древнерусского искусства уникально. В здании бывшей городской управы расположена художественная галерея, включающая собрание русской живописи XVIII—XX веков и западноевропейской живописи, с картинами многих известных художников. В отдельном здании, дому-музее Ивана Семеновича Куликова, принадлежащем наследникам художника, представлены живопись Куликова, ученика Репина, и часть его этнографической коллекции. Наконец, в особняке на Московской улице, находится выставочный центр.

 
 

2 комментария:

  1. Муром ещё называют городом художников,убедитесь сами http://www.murom-artists.ru/

    ОтветитьУдалить