вторник, 28 января 2014 г.

100 книг всех времен и народов, или те книги, который должен прочесть каждый

Несколько лет назад я находила похожий список, тут мне захотелось узнать: насколько я стала образованней. 
 
 

100 книг, которые должен прочитать каждый!
Версия "Daily Telegraph" (русский вариант).

100 книг, которые каждый уважающий себя джентльмен или леди должен прочесть, чтобы прослыть человеком образованным и способным вести светскую беседу с королевой.

Сегодня я расскажу вам о первых 50-ти из списка:


1. Франсуа Рабле.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» (1593–1553).
в ближайших планах
Роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" - самое значительное произведение великого французского писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле. Первая книга этого романа вышла в свет без малого пять сотен лет назад. К ней добавились еще четыре книги, и постепенно выстроилась целая династия обжор-великанов, любящих жизнь со всеми ее радостями: король Грангузье, его сын Гаргантюа и сын Гаргантюа Пантагрюэль. И с тех самых пор люди зачитываются, хохочут до слез или задумываются над этим великим романом, а произнося фразы "Аппетит приходит во время еды" или "Все приходит вовремя, если люди умеют ждать", мы даже и не подозреваем, что первым их сказал именно он - Франсуа Рабле.

2. Мигель де Сервантес Сааведра.
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»(1605–1615).
читала давно

Роман Мигеля де Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" был признан Нобелевским комитетом лучшим произведением мировой литературы, книгой всех времён и народов. Совершенно очевидно, что история об Алонсо Кихано, жителе некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, который воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений, стала бессмертной. В различных уголках земного шара люди с упоением продолжают читать о том, как герой принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Сколько придумано трактовок и толкований этой книги, трудно и сосчитать. Кроме того, по ней писали картины, разыгрывали пьесы, снимали фильмы, ставили балет. А история всё не кончается. Видимо, потому, что "каждый человек есть немножко Дон Кихот".

3. Даниель Дефо.
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).
читала давно

Юношей Робинзон Крузо сбежал из родительского дома, чтобы стать моряком. В девятнадцать лет он впервые поднялся на борт корабля, но судьбе было угодно, чтобы впоследствии корабль потерпел крушение, а его, единственного из выживших, - волны выбросили на берег необитаемого острова. Здесь Робинзон проведет в полном одиночестве двадцать восемь лет, спасет от людоедов дикаря Пятницу, а потом и сам будет неожиданно вызволен пиратами. История эта, рассказанная английским писателем Даниэлем Дефо, вот уже триста лет поражает воображение читателей всего мира. В борьбе за выживание Робинзон Крузо, по существу, проделал путь, который прошло в своем развитии все человечество, и показал: человек - воистину венец творения. Мужество, находчивость, трудолюбие и сила духа сделали Робинзона Крузо героем на все времена. Автор на страницах своей книги говорит: "Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем", - и эту мудрость подтверждает..

.4. Джонатан Свифт.
«Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).
читала давно

Сатирический роман "Путешествия Лемюэля Гулливера", принадлежащий перу классика английской литературы Джонатана Свифта, - одно из величайших произведений мировой литературы. Благодаря приключенческой фабуле и занимательности "Путешествия Гулливера" давно стали любимой книгой взрослых и детей.

5. Аббат Прево.
«История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).


6. Иоганн Вольфганг Гёте.
«Страдания молодого Вертера» (1774).

В книгу вошло классическое произведение европейского сентиментализма - роман Иоганна Вольфганга Гете "Страдания юного Вертера", в котором отразился личный любовно-психологический опыт автора. Трагическая история молодого бюргера, не нашедшего ответа на свое чувство и отвергнутого обществом, была мгновенна переведена на другие языки и породила череду продолжений и подражаний - так называемую вертериану. Со временем "Вертер, мученик мятежный" стал одним из "вечных образов" мировой литературы и ввел в европейскую культуру социопсихологический феномен "вертеризма", связанный с меланхолическим умонастроением и проблемой самоубийства как высшего проявления свободы воли.

7. Лоренс Стерн.
«Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759—1767).

Поразительный "роман-перевертыш", в котором в парадоксальной и внешне наивной форме раскрывается несоответствие идеалов и весьма неприглядной реальности, желаемого и действительного. История необычной и эксцентричной помещичьей семьи, полная иронических - на грани непристойности - намеков, игр "лиц" и "масок" персонажей, скепсиса и даже пародий - все это "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена".

8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782). читала
"Опасные связи" - один из наиболее ярких романов XVIII века - единственная книга Шодерло де Лакло, французского офицера-артиллериста. Герои эротического романа виконт де Вальмон и маркиза де Мертей затевают изощренную интригу, желая отомстить своим противникам. Разработав хитроумную стратегию и тактику обольщения юной девицы Сесиль де Воланж, они виртуозно играют на человеческих слабостях и недостатках. Перипетии сюжета в начале XXI века вызывают не менее острый интерес читателей, чем в 1782 году, когда роман только вышел из печати. Это подтверждается и успехом недавних экранизаций романа.
 
9. Маркиз де Сад.
«120 дней Содома» (1785).

Философия разрушения, превознесение порока, все виды изнасилований и наказаний - в "120 днях Содома", написанных в Бастилии. Рукопись была спрятана де Садом в стене камеры и случайно обнаружена только в 1900-м году. По мотивам книги снята драма Пазолини "Сало, или 120 дней Содома" - о последних днях итальянского фашизма.

10. Ян Потоцкий.
«Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804).

«Рукопись, найденная в Сарагосе» — самое значительное произведение замечательного польского ученого, дипломата, путешественника и писателя Яна Потоцкого (1761—1815). Молодой испанский офицер торопится вернуться в свою часть, но, не в силах разомкнуть заколдованный круг, неизменно оказывается возле затерянного в горах Сьерра-Морены трактира, рядом с которым возвышаются виселицы с телами двух бандитов.
Яркие, увлекательные приключения, мистические события и неожиданные повороты сюжета ставят роман Яна Потоцкого в один ряд с величайшими произведениями мировой литературы.


11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). читала
Во все времена человек стремился разгадать тайну жизни и смерти, почувствовать себя творцом — создать себе подобных искусственным путем, реанимировать бездыханную плоть, собрать по частям новое тело. Одно из самых знаменитых воплощений этой идеи принадлежит перу Мэри Шелли, подарившей миру уникального персонажа, чье имя давно уже стало нарицательным. История о Франкенштейне, талантливом ученом, сотворившем злую силу, с которой он сам не сумел справиться, спустя почти двести лет остается классикой научной фантастики и хоррора. Роман был многократно экранизирован и вдохновил других писателей на создание собственных оригинальных сюжетов, затрагивающих эту поистине неисчерпаемую и неустаревающую тему.

12. Чарльз Мэтьюрин.
«Мельмот-скиталец» (1820).

"Мельмот Скиталец" имел в мировой литературе яркую, в чем-то гипнотическую судьбу. Герой романа Метьюрина унаследовал "байронические" черты Чайлд Гарольда и приметы персонажей готических романов. Среди его последователей Булвер-Литтон и Стивенсон, Теккерей и Оскар Уайльд, Готорн и По, де Виньи и Гюго, Бальзак и Бодлер. Все пушкинское окружение бредило Мельмотом и сам Пушкин в восьмой главе "Евгения Онегина" упоминает этого героя. У героев Гоголя, Лермонтова и Достоевского отчетливо прослеживаются "мельмотические" черты. И уже в ХХ веке булгаковский Воланд напоминает нам о своем давнем литературном предшественнике.

13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).  читала
В романе Оноре де Бальзака, принесшем ему первую литературную славу, рассказана история нищего молодого честолюбца Рафаэля Валантена, на пороге самоубийства случайно купившего в антикварной лавке волшебный талисман - кусок шагреневой кожи, исполняющий все желания его владельца, но при этом всякий раз сокращающий его жизнь. Обретя богатство и наслаждения, Валантен очень скоро оказывается перед выбором: жить в свое удовольствие и тем самым обречь себя на скорую смерть - или "оскопить свое воображение", предаться самоограничению и, повинуясь инстинкту самосохранения, выключить себя из жизни.

14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831).  читала
Виктор Гюго для французов прежде всего великий национальный поэт, реформатор стиха. В то же время он и создатель романтической драмы, великолепный прозаик, чьи произведения до сих пор увлекают читателей во всем мире. Романы Гюго отмечены богатством творческого воображения, сюжеты их обычно сложны, развязки эффектны, чувства героев сильны и трагичны. Обращаясь к национальной истории, автор создает убедительные картины прошлого и яркие, запоминающиеся характеры. Невозможно забыть гордую цыганку Эсмеральду, уродливого звонаря собора Нотр-Дам Квазимодо, блистательного и жестокосердного красавца Феба, терзаемого ревностью священника Фролло - героев романа "Собор Парижской Богоматери" (1831). Неслучайно этот сюжет в наши дни нашел свое воплощение в опере и балете, во множестве киноверсий и, наконец, обрел новую жизнь в популярном мюзикле.

15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831).  читала
Роман Стендаля «Красное и черное» - общепризнанный литературный шедевр девятнадцатого века. Известно, что А. Пушкин, прочтя в 1831 году по-французски первый том литературной новинки, пришел в восторг и умолял княгиню Хитрово срочно прислать ему второй.
Сюжетом о честолюбивом и талантливом юноше, выходце из низов, зачитывались А. И. Тургенев, П. А. Вяземский, Л. Н. Толстой. Придя к заключению, что «в наш век деньги - все», юный Жюльен Сорель приступает к своеобразному социальному восхождению и, в сущности, сравнительно легко добивается поставленных целей. Среди множества предположений о значении романа «Красное и черное» можно найти версию, по которой Стендаль замаскировал под тайными цветами два чувства, бушующих в душе честолюбивого юноши: страсть как душевный порыв, как безотчетное влечение и честолюбие, сопряженное с жаждой славы, признания любой ценой. Взаимопроникновение и борьба этих чувств составляют внутреннюю интригу романа Стендаля. Но достаточно ли этого, чтобы быть счастливым?

16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833). читала
Александр Пушкин... Это имя сопровождает нас с самого раннего детства, когда мы впервые услышали завораживающие строки о рыбаке и рыбке, попе и его работнике Балде, князе Гвидоне и прекрасной царевне Лебедь. А потом приходит пора познакомиться с драмами, поэмами, стихотворениями великого поэта и, конечно же, романом в стихах "Евгений Онегин". По его произведениям мы узнаем о времени, в котором жил и творил Александр Сергеевич (неспроста его именем названа целая эпоха!), учимся понимать душу человеческую, наслаждаться русским языком во всем его совершенстве и великолепии. Читая и перечитывая гениальные творения поэта, мы открываем для себя каждый раз нового Пушкина, славу которого не смог затмить ни один писатель ни в XIX, ни в XX, ни уже в XXI веке

17. Альфред де Мюссе.
«Исповедь сына века» (1836).
«Чтобы написать историю своей жизни, надо сначала прожить эту жизнь, поэтому я пишу не о себе». Так начинается знаменитый роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века». Двадцатитрехлетний автор рассказывает о болезни века, поразившей его современников после Великой французской революции и разгрома наполеоновской армии, когда исчезла вера во власть Божественную и человеческую, всех охватило разочарование и ощущение безнадежности.
В истории героя романа Октава де Т. явно отразилась жизненная драма самого автора, тяжело переживавшего крушение своих отношений с Жорж Санд. История «невстречи» людей, словно бы созданных друг для друга, стала канвой одного из самых знаменитых романов XIX века.
Роман "Посмертные записки Пиквикского клуба" с момента его опубликования был восторженно принят читающей публикой. Комическая эпопея, в центре которой неунывающий английский Дон-Кихот - эксцентричный, наивный и трогательный мистер Пиквик. Этому герою, как и самому писателю, хватило в жизни непредвиденных случайностей, не говоря уже о близком знакомстве с тюрьмой, судом, постоялыми дворами и парламентскими дебатами. "Пиквикский клуб" сразу вознес Диккенса к вершинам литературной славы. С этого романа и его румяного и пухлого главного героя началась блистательная карьера того, чье место в литературе читатели определили с присущим английской нации лаконизмом, наградив его прозвищем "The Inimitable" - "Неподражаемый".

19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840). читала
"Герой нашего времени" - первый русский психологический роман, который определил свою эпоху почти на целый век. Михаил Юрьевич Лермонтов, создавая это произведение, опирался и на известнейшие сочинения западноевропейских писателей ("Исповедь" Ж.-Ж.Руссо, "Страдания молодого Вертера" И.-В.Гете, "Паломничество Чайльд-Гарольда" Дж.Г.Байрона), и на опыт русских предшественников - прежде всего "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Сама фамилия Печорин создана по пушкинскому образцу, от названия другой северной реки. Критики называли загадочного и романтичного героя Лермонтова "русским Гамлетом". В.Г.Белинский писал о нем "В этом человеке есть сила духа и могущество воли: в самых пороках его проблескивает что-то великое". Ему вторил В.В.Набоков: "Лермонтову удалось создать образ человека, чей романтический порыв и цинизм, тигриная гибкость и орлиный взор, горячая кровь и холодная голова, ласковость и мрачность, мягкость и жестокость, душевная тонкость и властная потребность повелевать, безжалостность и осознание своей безжалостности остаются неизменно привлекательными для читателей разных стран и эпох".

20. Николай Гоголь.
«Мертвые души »(1842).
  в ближайших планах, читала
Выход первого тома «Мертвых душ» Н. Гоголя в 1842 году вызвал бурную полемику современников, расколов общество на поклонников и противников поэмы. «…Говоря о „Мертвых душах“ — можно вдоволь наговориться о России…» — это суждение П. Вяземского объясняло главную причину споров и определяло особое место книги в истории русской литературы. Сегодня уже никто не сомневается, что перед нами величайшее произведение, по праву вошедшее в золотой фонд национальной классики. «Мертвые души» изучают в школе. Однако, повзрослев, стоит вновь перелистать знакомые страницы. Как и 160 лет назад, поэма заставляет читателя с головой погрузиться в атмосферу гоголевской России; она вызывает массу размышлений не только о прошлом, но также о настоящем и будущем нашей страны. По-прежнему актуален вопрос автора: «Русь, куда несешься ты, дай ответ?»


21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).  читала
Широкоизвестный историко-приключенческий роман из эпохи Людовика XIII, принадлежащий перу знаменитого французского писателя-классика Александра Дюма-отца.

22. Уильям Теккерей.
«Ярмарка тщеславия»(1846).

Вершиной творчества английского писателя, журналиста и графика Уильяма Мейкписа Теккерея стал роман "Ярмарка тщеславия". Насыщенный событиями, богатый тонкими наблюдениями, проникнутый иронией и сарказмом, роман "Ярмарка тщеславия" занял почетное место в списке шедевров мировой литературы.

23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).  читала
Моби Дик» Германа Мелвилла (1819—1891) считается самым великим американским романом XIX века. В центре этого уникального, написанного вопреки всем законам жанра произведения — погоня за Белым Китом. Захватывающий сюжет, эпические морские картины, описания ярких человеческих характеров в гармоничном сочетании с самыми универсальными философскими обобщениями делают эту книгу подлинным шедевром мировой литературы.


24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).  читала
Самый прославленный из романов Гюстава Флобера. Книга, бросившая вызов литературным условностям своего времени.
Возможно, именно поэтому и сейчас "Госпожу Бовари" читают так, словно написана она была только вчера.
Перед вами - своеобразный эталон французского психологического романа - книга жесткая, безжалостная и ... прекрасная.
В ней сокровенные тайны, надежды, разочарования, любовь и неистовые желания - словом, вся жизнь женщины.
Читайте - и перечитывайте!..

25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859).  читала
Когда в 1859 году вышел в свет роман И.А.Гончарова "Обломов", читатели вряд ли догадывались, что держат в руках одну из "краеугольных" русских книг. Гончаров не только показал удивительный, парадоксальный тип русского человека, но и сделал его имя нарицательным, определив такой образ мыслей и образ жизни как "обломовщина". "Обломов" дал возможность Н.А.Добролюбову заклеймить это "знамение времени", которое "необходимо сжечь и развеять" (что, разумеется, так понравилось В.И.Ленину). Однако сегодня гораздо понятнее апология Обломова писателем и критиком А.В.Дружининым: "Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура, вполне независимая от той схоластико-моральной истасканности, что пятнает собою огромное большинство людей..."

26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862). читала
Иван Сергеевич Тургенев - выдающийся русский писатель, бесспорный классик мировой литературы, безупречный стилист, знаток русской жизни. Автор знаменитых произведений о любви "Дворянское гнездо", "Первая любовь", "Вешние воды" и не менее известных романов о России, об открытом автором "лишнем человеке" - "Рудин", "Накануне", "Отцы и дети". История любви неординарного Базарова, не сумевшего найти применение своим выдающимся качествам ни на профессиональном поприще, ни в личной жизни, и в наши дни трогает и заставляет сопереживать главному герою, его удивительной цельности и силе личности, а также недовоплощенности в русской жизни столь щедро одаренных природой людей.

27. Майн Рид.
«Всадник без головы» (1865).
Майн Ридом я зачитывалась в юности

"Всадник без головы", прославивший имя своего создателя, английского писателя Майн Рида, по праву считается эталоном приключенческого романа. Сюжет романа выстроен столь искусно, что держит в напряжении до самой последней страницы. Не случайно захватывающая история благородного мустангера Мориса Джеральда и его возлюбленной, прекрасной Луизы Пойндекстер, расследующих зловещую тайну всадника без головы, чья фигура при своем появлении наводит ужас на обитателей саванны, чрезвычайно полюбилась читателям Европы и России, не одно поколение которых выросло на этом произведении, проникнутом верой в силы честных и смелых людей.

28. Федор Достоевский.
«Преступление и наказание» (1866).
Благодаря этому списку заново открыла для себя Достоевского, как то в школе мне его произведения не нравились, а вот последние 5 лет я читала его запоем.
Одно из «краеугольных» произведений русской и мировой литературы, включенный во все школьные и университетские программы, неоднократно экранизированный роман Достоевского «Преступление и наказание» ставит перед читателем важнейшие нравственно-мировоззренческие вопросы — о вере, совести, грехе и об искуплении через страдание. Опровержение преступной «идеи-страсти», «безобразной мечты», завладевшей умом Родиона Раскольникова в самом «умышленном» и «фантастическом» городе на свете, составляет основное содержание этой сложнейшей, соединившей в себе несколько различных жанров книги. Задуманный как «психологический отчет одного преступления», роман Достоевского предстал перед читателем грандиозным художественно-философским исследованием человеческой природы, христианской трагедией о смерти и воскресении души.

 29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869). читала
"Война и мир" Л. Н. Толстого - книга на все времена. Кажется, что она существовала всегда, настолько знакомым кажется текст, едва мы открываем первые страницы романа, настолько памятны многие его эпизоды: охота и святки, первый бал Наташи Ростовой, лунная ночь в Отрадном, князь Андрей в сражении при Аустерлице... Сцены "мирной", семейной жизни сменяются картинами, имеющими значение для хода всей мировой истории, но для Толстого они равноценны, связаны в едином потоке времени. Каждый эпизод важен не только для развития сюжета, но и как одно из бесчисленных проявлений жизни, которая насыщена в каждом своем моменте и которую учит любить Толстой.


30. Федор Достоевский.. «Идиот» (1868–1869).  читала
"Главная идея... - писал Ф. М. Достоевский о своем романе "Идиот", - изобразить положительно-прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете…" Не для того ли писатель явил миру "князя-Христа", чтобы мы не забывали: "Страдание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества".
Каждое новое поколение по-своему воспринимает классику и пытается дать собственные ответы на вечные вопросы бытия. Об этом свидетельствуют и известные экранизации романа, его сценические версии. В России запоминающиеся образы князя Мышкина создали Ю. Яковлев, И. Смоктуновский, Е. Миронов.

31. Леопольд фон Захер-Мазох.
«Венера в мехах» (1870).

Скандально знаменитая книга австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах» (1870) прославилась тем, что стала первой отчетливой попыткой фиксации и осмысления сексуально-психологического и социокультурного феномена мазохизма. В настоящем издании текст «Венеры в мехах» предваряется вступительной статьей, вводящей читателя в биографический, литературный и философско-культурологический контекст сочинения Мазоха.

32. Федор Достоевский..
«Бесы» (1871–1872).
в ближайших планах

"Бесы" (1872) - безусловно роман-предостережение и роман-пророчество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту писателя, и неоднократно. Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина - страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую.
Но, взяв эпиграфом к роману евангельский текст, Достоевский предлагает и метафизическую трактовку описываемых событий. Не только и не столько о "неправильном" общественном устройстве идет речь в романе - душе человека грозит разложение и гибель, души в первую очередь должны исцелиться. Ибо любые теории о переустройстве мира могут привести к духовной слепоте и безумию, если утрачивается способность различения добра и зла.

33.Марк Твен.
«Приключения Тома Сойера» (1876)
   Эти обе книги я перечитала, было не оторваться 

«Приключения Гекльберри Финна» (1884).
Творческой удачей американского писателя Марка Твена (настоящее имя Самюэль Ленхорн Клеменс) стали романы "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна". Но если историю приключений веселого, живого, озорного Тома Сойера можно назвать одной из самых лучезарных книг в мировой литературе, то повествование о Геке Финне исполнено трагизма. По мнению Эрнеста Хемингуэя, "Приключения Гекльберри Финна" - книга, из которой "вышла вся американская литература".

34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878). читала
"Анна Каренина" - лучший роман о женщине, написанный в XIX веке. По словам Ф. М. Достоевского, "Анна Каренина" поразила современников "не только вседневностью содержания, но и огромной психологической разработкой души человеческой, страшной глубиной и силой". Уже к началу 1900-х годов роман Толстого был переведен на многие языки мира, а в настоящее время входит в золотой фонд мировой литературы.

35. Федор Достоевский..
«Братья Карамазовы» (1879–1880)

Последний, самый объемный и один из наиболее известных романов Ф. М. Достоевского обращает читателя к вневременным нравственно-философским вопросам о грехе, воздаянии, сострадании и милосердии. Книга, которую сам писатель определил как "роман о богохульстве и опровержении его", явилась попыткой "решить вопрос о человеке", "разгадать тайну" человека, что, по Достоевскому, означало "решить вопрос о Боге". Сквозь призму истории провинциальной семьи Карамазовых автор повествует об извечной борьбе Божественного и дьявольского в человеческой душе. Один из самых глубоких в мировой литературе опытов отражения христианского сознания, "Братья Карамазовы" стали в ХХ веке объектом парадоксальных философских и психоаналитических интерпретаций.

36. Михаил Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы» (1880–1883). читала
Трагедия трех поколений провинциальной помещичьей семьи.
Трагедия ее старейшины - сильной, жесткой, беспощадной стяжательницы, в итоге погубившей жизни своих сыновей - и самой оказавшейся жертвой одного из них.
Трагедия этих сыновей - безвольных и несчастных мотов и кутил.
Трагедия младшего поколения, все представители которого обречены нести на себе груз грехов поколений старших.
Один из самых сильных и безжалостных романов в истории отечественной литературы.


37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891).читала
"Портрет Дориана Грея" - одно из величайших произведений последних полутора столетий, роман, который пытались запретить, а автора осуждали за "непристойное поведение". Превращение прекрасного и невинного юноши Дориана в чудовище под влиянием гедонистических идей и циничных афоризмов лорда Генри - в романе, породившем культ вечной молодости.

 38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895).читала

 39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897). читала
Брэм Стокер – автор множества книг, которые в свое время были весьма популярны, – «Логово Белого Червя», «Перевал змей», «Леди в саване». Но подлинное бессмертие обрел лишь один его роман – «Дракула». Эта книга – далеко не первое повествование о вампирах – стала настоящей классикой жанра, его эталоном и послужила причиной бурного всплеска всемирного увлечения «вампирской» темой, не утихающего по сей день. Стокеру удалось на основе различных мифов создать свой новый, необычайно красивый мир, простирающийся от Средних веков до наших дней, от загадочной Трансильвании до уютного Лондона. А главное – создать нового мифического героя. Героя на все времена.

40. Джек Лондон.
«Морской волк» (1904).

Джек Лондон, с детства мечтавший покорить водные просторы и побывавший-таки моряком, всю свою любовь к морю вложил в этот роман. Здесь много отличных морских пейзажей с клочьями тумана, мощными пассатами, надувающими паруса, и пенящимися волнами, много опасных морских приключений и эпизодов суровой морской работы. Продолжаются приключения и на суше: влюбленных героев ждет робинзонада на уединенном острове, где они будут почти счастливы…

Приключенческая романтика в «Морском волке» соседствует с ницшеанской этикой (и попытками ее развенчать). Сверхчеловек Дж. Лондона — Волк Ларсен, циничный красавец-капитан промысловой шхуны, признающий только силу и не знающий жалости; полуживотное, грубый моряк, которому ничего не стоит убить человека, — и в то же время одинокая душа, читатель Шекспира и Теннисона…

41. Федор Сологуб.
«Мелкий бес» (1905).

Одно из величайших и оригинальных произведений Серебряного века. Роман, в котором традиции психологическою реализма Достоевского и сатирического гротеска Салтыкова-Щедрина соседствуют с мотивами сюрреализма и магического реализма.
Маленький провинциальный городок начала XX века задыхается от скуки, мещанства и пошлости. Ничего не происходит, но тем явственнее ощущение угрозы. Что-то должно случиться — и что-то случается. То ли медленно сходит с ума учитель словесности Передонов, то ли в городке начинается подлинный карнавал вырвавшейся на волю бесовщины...

42. Андрей Белый.
«Петербург» (1913–1914).

Вниманию читателя предлагается комментированное издание романа Андрея белого «Петербург» — одного из центральных произведений русской литературы «серебряного века». Символическое переосмысление двухсотлетней культурной мифологии Петербурга сочетается в этой книге с оригинально-авторским взглядом на революционные события начала XX века. Одушевляющее роман «вдохновение ужаса» (Вяч. Иванов) неожиданно открывает метафизическое, «потустороннее», «космическое» измерение русской истории и национальной психологии.

43. Густав Майринк.
«Голем» (1914).

"Голлем" - первый и самый известный роман австрийского писателя-экспрессиониста Густава Майринка. Мистическая история, творящаясямежду явью и сном в Праге начала века, стала одним из первых бестселлеров 20 столетия и прославила автора.

44. Евгений Замятин. «Мы» (1921). читала
Роман Евгения Замятина (1884-1937) "Мы" стоит первым в ряду таких знаменитых антиутопий ХХ века, как "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли, "Приглашение на казнь" Владимира Набокова, "1984" Джорджа Оруэлла, "451° по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, а также "Кысь" Татьяны Толстой и "День опричника" Владимира Сорокина. Именно Замятин, создавший свое произведение в 1921 году, когда в мире еще не сформировалось ни одного тоталитарного государства, предсказал возможные последствия возникновения такового и очертил рамки жанра. Написав свой роман в страшные для России годы "для тех, кто умеет не только ходить, не только маршировать в ногу, но и летать", Замятин обрек себя, прославленного на тот момент литератора, "нового Гоголя", как его окрестили собратья по перу, фактического наставника знаменитой группы "Серапионовы братья", сотрудника организованной Максимом Горьким редколлегии "Всемирной литературы", на гонение, закончившееся неожиданной смертью писателя в эмиграции в Париже. Получив известность во всем мире, этот блистательный роман в России впервые увидел свет только в 1988 году.

45. Джеймс Джойс.
«Улисс» (1922).
очень хочу прочесть, но пугает объем)))

Джеймс Джойс (1882-1941) - великий ирландский писатель, классик и одновременно разрушитель классики с ее канонами, человек, которому более, чем кому-либо, обязаны своим рождением новые литературные школы и направления XX века. Роман "Улисс" (1922) - главное произведение писателя, определившее пути развития искусства прозы и не раз признанное лучшим, значительнейшим романом за всю историю этого жанра. По замыслу автора, "Улисс" - рассказ об одном дне, прожитом одним обывателем из одного некрупного европейского городка, - вместил в себя всю литературу со всеми ее стилями и техниками письма и выразил все, что искусство способно сказать о человеке.

46. Илья Эренбург.
«Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).

«Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников» (полное название содержит около пятидесяти слов) — первый и самый знаменитый роман поэта, прозаика, переводчика, эссеиста и публициста Ильи Григорьевича Эренбурга (1891 – 1967). Роман был задуман им в Париже в 1916 году и написан в Бельгии в 1921-м. Действие романа, справедливо названного сатирической энциклопедией, происходит в годы Первой мировой войны во Франции, Германии, Голландии, Италии, Сенегале и революционной России. Переведенный на основные языки мира, роман стал одной из самых ярких сатирических книг ХХ века. Главный герой романа, мексиканец, великий провокатор Хулио Хуренито вместе со своими учениками, среди которых были американец, француз, итальянец, немец, русский, еврей и африканец, путешествуют по обе стороны фронта. Описание их похождений высвечивает несообразности всех существующих режимов от Парижа до Москвы.

47. Ярослав Гашек.
«Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921–1923).

"Похождения бравого солдата Швейка" (1883-1923) -самое популярное произведение чешской литературы, переведенное почти на все языки мира. Великий, оригинальный и хулиганский роман. Книга, которую можно воспринять и как "солдатскую байку", и как классическое произведение, непосредственно связанное с традициями Возрождения, Это искрометный текст, над которым смеешься до слез, и мощный призыв "сложить оружие", и одно из самых объективных исторических свидетельств во всемирной литературе.

48. Михаил Булгаков.
«Белая гвардия» (1924).

«Белая гвардия» — увлекательная семейная сага Михаила Булгакова, в которой автор частично изобразил историю собственной семьи. Любовь и предательство на фоне войны, вера и отчаяние, страх и безудержная отвага — все это Булгаков передал простыми и понятными сердцу каждого словами. Этот роман — «Война и мир» начала XX века, равный по замыслу шедевру Льва Толстого, пронзительный и лиричный. В сценическом исполнении роман «Белая гвардия» известен как пьеса «Дни Турбиных» — она не сходит с театральных подмостков и по сей день, радуя нас светлыми, героическими и такими близкими образами любимых персонажей.

49. Томас Манн.
«Волшебная гора» (1924).
в ближайших планах

История об обитателях дорогого туберкулезного санатория в Швей-царских Альпах, где время течет незаметно, жизнь и смерть как бы утрачивают смысл и значимость, а мельчайшие нюансы человеческих отношений, напротив, приобретают болезненную остроту. Любовь, веселье, дружба, вражда, ревность – для обитателей сана-тория все эти чувства словно отмечены тенью небытия. Кто-то из них выздоровеет и навсегда покинет Альпы. Кто-то умрет. Но никто еще не знает, какой будет его судьба…

50. Франц Кафка. «Процесс» (1925). читала
Это - "Процесс". Абсолютно уникальная книга Франца Кафки, которая фактически "создала" его имя для культуры мирового постмодернистского театра и кинематографа второй половины XX в. - точнее, "вплела" это имя в идею постмодернистского абсурдизма. Время может идти, а политические режимы - меняться. Однако неизменной остается странная, страшная и пленительно-нелепая история "Процесса" - история, что начинается с "ничего нелепости" и заканчивается "ничем смерти".

Об остальных 50 книгах, я расскажу вам на следующей неделе. До встречи!

 
 
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий